Title 1Title 2Title 3Title 4
Title 1

Title 2

Title 3

Title 4

назад вперед
Информер
Главная » Статьи » 3D Редакторы » Статьи Blender

Интерфейс Blender
Blender - весьма оригинальная программа. И интерфейс - самая большая преграда для новичков и для переходящих с других программ. Еще большей преградой он становится тогда, когда человек захочет пересесть на другой 3d пакет! Освоившись в блендере, человек осознает его преимущества и неохотно переходит на другие пакеты, а иногда просто физически не может. Именно уникальность интерфейса всех пугает. Знакомство с внешним видом обычно начинается со следующих страниц: 
Перевод Сейлора (концепция интерфейса Blender'а) 
Официальная WIKI (на английском, основа этого урока) 
Основы Blender 2.42, Глава 1 интерфейс (учебник на БлендерУкраина) 
Я предлагаю более глубокое знакомство с интерфейсом, так что будет много подробной информации. 



--------------------------------------------------------------------------------




Концепция интерфейса. 
* Внешний вид можно настроить как угодно, для любых задач, сделать любое количество окон, любой размер, любой тип, даже использовать любые цвета. 
* В блендере активно используются горячие клавишы для повышения скорости работы. 
* Интерфейс отрисовывается при помощи OpenGL. 
* Каждое окно может быть изменено на любой тип. 
Интерфейс состоит из многих основных составляющих: Окна, заголовки, контексты, панели, вкладки, кнопки, движки, переключатели и т. д. Обо всём этом мы и будем говорить. 




--------------------------------------------------------------------------------


Клавиатура и мышь. 
Для начала оговорим некоторые моменты, чтобы не путаться в будущем. 
* ЛКМ (Левая Кнопка Мыши), СКМ (Средняя Кнопка Мыши, нажатие колёсика) и ПКМ (Правая Кнопка Мыши)... 
* Кнопки: R, G, X... Комбинации кнопок: Shift+Z, Shift+Alt+A... 
* Кнопки на цифровой клавиатуре Num1, Ctrl+Num7, NumТочка... 
* Рекомендуют использовать мышь с нажимающимся колёсиком. 
* Золотое правило: "держите одну руку на клавиатуре, а другую на мышке" 
* Возможна эмуляция третьей кнопки мыши (для старых 2кнопочных): окно User Preferences, View and Controls Context, Emulate 3 Button Mouse. 
* На ноутбуках можно эмулировать Num клавиатуру, так как она используется очень часто. Стандартные цифры будут использоваться вместо нумпада: окно User Preferences, System & OpenGL Context, Emulate Numpad. 


--------------------------------------------------------------------------------

Система окон. 
Теперь можно запустить блендер. В WinXP появится консоль (командная строка) и окно самого блендера. Так же появится картинка-заставка о версии программы. 

Сразу посмотрим на консоль. Там напишут что "не найден установленый питон (Python - язык программирования) .. НЕКОТОРЫЕ скрипты могут не работать." Так что не бросайтесь качать полную версию питона. Для начала и так сгодится. 

При запуске загружается "сцена по умолчанию". Она содержит ТРИ окна. Самое большое - окно 3d вида (3D Viewport window). Снизу - окно кнопок (Buttons Window) . Сверху узкая полоска - окно пользовательских настроек (User Preferences window). 

Окно можно условно разделить на несколько основных элементов: 

 - Тип окна (Window Type) - позволяет переключаться между всеми типами окон.

 - Главное меню (Main Top Menu) - находится в окне "настройки пользователя" (User Preferences). Эти настройки НЕ сохраняются в готовых .blend файлах. Они влияют на "сцену по умолчанию". Для просмотра настроек зажмите (ПКМ) и стащите границу между окном 3д вида и верхним заголовком.

 - Текущий экран (Current Screen) - в блендер встроено 5 готовых экранов: анимация, моделирование (по умолчанию), материалы, секвенсор, скрипты. Переключеие Ctrl+стрелка влево или вправо.

 - Текущая сцена (Current Scene) - позволяет организовать работу. Например разбить проект или игру на отдельные сцены и переключаться между ними.

 - Информация о ресурсах (Resource Information) - справа в заголовке окна настроек показаны параметры сцены: 
-Объектный режим: показано количетво точек, вершин (Vertex, Ve); полигонов, граней (Face, Fa); объектов (Object, Ob) первая цифра - общее кол-во объектов в сцене, через дефис - количество выделеных объектов. Количество занятой памяти (Memory, Mem) 
-Режим редактирования: показано количетво точек (Vertex, Ve: выделеных-общее количество); рёбер (Edge, Ed: выделеных-общее количество) ИМЕННО ТАК! В переводчиках может быть переведено с ошибкой! Edge - ребро, отрезок! Полигонов (Face, Fa: выделеных-общее количество); Количество занятой памяти.

 - 3D манипуляторы (3D Transform Manipulator) - виджеты, позволяют трансформировать объекты (перемещение, врщение, масштабирование). Ctrl+Space вызывают окно настроек. Виджеты так же настраиваются в заголовке 3d окна. При зажатом Shift+ЛКМ можно включать\выключать несколько манипуляторов одновременно.

 - 3D курсор (3D Cursor) - определяет, где появится новый объект. Может быть центром трансформаций. Применяется для привязки.
- Сцена по умолчанию (Default Settings) - при первом запуске блендера появляются три объекта: куб (Mesh - переводится как СЕТКА, но иногда говорят просто МЕШ) в глобальном центре, лампа источник света (Light) и камера (Camera). Это называется сцена по умолчанию. Вы можете изменить её по своему желанию, нажать Ctrl+U и блендер всегда будет запускаться с вашей новой сценой. Если необходимо загрузить именно исходную сцену, то нажмите File - Load Factory Settings. Может так случиться что вы перемудрите со своей сценой по умолчанию и захотите её убрать. Это можно сделать или удалив файл .B.blend в папках блендера, или File - Load Factory Settings, Ctrl+U.

- Выделенный объект (selected object, ПКМ) - имеет розовые очертания, слева снизу 3д вида показывается его имя.

 - Панель редактирования (Editing Panel Group) - нижнее окно кнопок имеет несколько групп кнопок. Полоска из кнопок позволяет переключаться между разными группами (контекстами). 
В русском сообществе слово "контекст" не закрепилось, поэтому говорят: в кнопках логики, в материале, в свойствах объекта, в рендере.. или указывают горячку (F9..).

 - Текущий кадр (Current frame) - применяется при анимации.

 - Затенение 3д вида (Viewport shading) - Блендер может по разному отображать объекты. Есть несколько вариантов, их выбор зависит от требования работы и от мощности компьютера. Textured - самый ресурсоёмкий режим, он отрисовывает текстуры в 3d виде. Shaded - затеняет объекты в зависимости от установленных в сцене ламп. Solid - затеняет в зависимости от настроек OpenGL. Wirefarme - показывает только рёбра объектов. Bounding Box - показывает габариты объекта в виде ящика.

 - Опорная точка (Rotation/Scaling Pivot point) - деформации и привязки тела происходят относительно этой точки. 

 - Вкладки, панели (Panels) содержат кнопки и движки. Могут быть скрытыми или сгруппироваными. 

 - Слои (Layers) - позволяют облегчить насыщенную сцену, разместив объекты на разных слоях. 

 - Заголовок окна содержит меню и основные кнопки в зависимости от типа окна. 


Заголовок - серая полоска, содержащая меню и кнопки. Он располагается или сверху окна или снизу или вообще его не видно. Для настройки щелкните ПКМ на самом заголовке или на границе окна. 

Если вы будете перемещать мышкой по окнам, то заметите, как заголовок изменяет цвет с темного на светло-серый. Это означает, что данное окно находится в фокусе (АКТИВНОЕ) и все нажатые клавиши будут действовать именно для этого окна. 

Слева в заголовке отображается иконка текущего типа окна. Щелкните ЛКМ, и можете выбрать любой из 16 типов окон. Так же отображается МЕНЮ. Меню можно сворачивать и разворачивать, нажимая на треугольник. Пункты меню зависят от типа окна, от выделеных объектов и их режимов. Напротив некоторых команд написаны горячие клавишы. 

Любое окно можно быстро развернуть на весь экран. Можно из меню View - Maximize Window, но быстрее и удобнее использовать Ctrl+вверх (Ctrl+вниз, Shift+Space). Можно менять размеры окна просто перетащив его границу. Можно разделить окно - поставьте курсор на границу окна, СКМ или ПКМ, разделить (Split Area). Перемещение мышки определяет место новой границы между окнами. Зафиксируйте положение ЛКМ, или отмените ПКМ (или Esc). Новое окно будет копией разделенного окна, можете назначить ему другой тип. Можно соединить два окна в одно - нажмите на границе СКМ (или ПКМ), Join Area, укажите какое окно нужно закрыть. 
 

--------------------------------------------------------------------------------

Типы окон. 
В блендере одно общее окно разделено на несколько прямоугольников. Каждое из них может показывать различную информацию, в зависимости от выбранного типа окна (Window type). Каждое окно независит от остальных, можно сделать несколько окон одного типа. Например можно открыть несколько окон 3D вида и смотреть на сцену сразу с нескольких точек. Тип меняется в левой части заголовка. 

Типы окон разделены по функциональности: 



 

- Окно скриптов (Scripts window) - позволяет использовать встроеные скрипты на языке Python. 

- Браузер файлов (File Browser) - работа с файлами: открытие, сохранение, импорт, поиск... 
- Браузер картинок (Image Browser) - ищет картинки и отображает в виде превьюшек. 
- Редактор нодов (Node Editor) - обработка и компоновка материалов и изображений. Вообще то Node переводится как "узел" но так повелось что это слово в блендере не переводят. 
- Окно кнопок (Buttons Window) - вкладки и кнопки для различных настроек. 
- Outliner - помогает найти и организовать объекты. 
- Настройки пользователя (User Preferences) - меняет основные настройки блендера для лучшей работы. Не сохраняются в .blend файле. 
- Текстовый редактор (Text Editor) - здесь можно сделать записи к проекту или написать скрипт на языке Python. 
- Окно Аудио (Audio Window) - отображает звуковые файлы и их согласование с кадрами анимации. 
- временнАя шкала (Timeline) - отображает ключевые кадры анимации, перемещает к любому кадру. 
- Видео секвенсор (Video Sequence Editor) - собирает части видео, изображения, сцены в одно целое. 
- Редактор графики (UV/Image Editor, ув едитор) - рисование, редактирование, наложение текстур. 
- NLA Editor - управляет нелинейной анимацией. 
- Action Editor - объединяет отдельные действия в их комбинации. 
- Редактор кривых (Ipo Curve Editor) - анимирует перемещения, изменения объектов. 
- Окно 3d вида (3D View) - графическое отображение вашей сцены.

<



--------------------------------------------------------------------------------

Экраны. 
Гибкость интерфейса позволяет создавать разное рабочее окружение для разных задач. Иногда требуется быстро переключиться на другое расположение окон. Для 5 основных задач в блендере есть предустановленные экраны - заготовки расположения и типов окон. 

Разные экраны помогают при разных задачах: 


1. анимация, 
2. моделирование, 
3. работа с материалами, 
4. секвенсор, 
5. работа со скриптами.

Блендер выстраивает список экранов в алфавитном порядке (имена встроеных экранов начинаются с цифры). Для смены экрана нажмите Ctrl вправо или Ctrl влево или выберите из раскрывающегося списка. 

Каждый экран запоминает последнюю используемую сцену. Выбирая разные экраны вы будете переключаться на разные сцены. Все изменения размеров и типов окон происходят только в текущем экране. 

Вы можете добавить свой экран, выбрав строку Add New. Новый экран будет копией предыдущего. Щелкнув на имени экрана вы сможете его перименовать (например 6-MyScreen). Вы можете удалить текущий экран, нажав на крестик и подтвердив удаление. 

Когда вы сохраняете .blend файл, все настройки экранов сохраняются там же. При ОТКРЫТИИ файла, в заголовке файл браузера нажмите кнопку LOAD UI (загрузить интерфейс пользователя), и загрузятся столько экранов, сколько их сохранено в файле. Выключите LOAD UI и ваши экраны останутся без изменений. 

Для увеличения функциональности блендера можно заранее подготовить несколько экранов: (Для опытных) 
1-Моделирование: 4 экрана 3d вида, окно кнопок. 
2-Освещение: 3d вид для перемещения ламп, редактор тектур для отображения рендера, окно кнопок для рендера и настроек ламп. 
3-материалы: окно кнопок для материалов, 3d для выбора объектов, Outliner, (окно скриптов). 
4-Развертки: UV редактор, 3d вид для швов и разверток. 
5-Рисование: UV редактор, 3d вид в режиме выбора граней (F), 3 маленьких 3d вида по вертикали с фоновыми изображениями, окно кнопок. 
6-Анимация: окно IPO кривых, 3d вид для арматуры, NLA окно. 
7-Node: большое окно для нодов, UV редактор для результата рендера. 
8-Cеквенсор: IPO кривые, секвенсор в режиме предпросмотра, временная шкала, окно кнопок. 
9-Cкриптинг: Outliner, окно скриптов для записей. 
Внесенные изменения можно сохранить в сцене по умолчанию (Ctrl+U). 





--------------------------------------------------------------------------------

Сцены. 
В блендере есть возможность сохранять несколько разных сцен внутри одного .blend файла. Один объект может использоваться в нескольких сценах. И наоборот, все сцены могут быть совершенно независимы друг от друга. 



 Выбор, добавление, удаление сцен возможно в меню заголовка, кнопка SCE.


При добавлении сцены (ADD NEW) можно выбрать один из четырёх вариантов: 

 - Empty - создаёт новую пустую сцену. 
- Link Objects - создаёт новую сцену с текущими объектами. Их изменения в одной сцене приводят к изменению во всех других сценах. 
- Link ObData - создаёт новую сцену на основе текущей (сетки, материалы и т.д.) В новой сцене вы можете менять их позицию, но изменения сетки, материалов повлияют на объекты в других сценах. 
- Full Copy - создаёт полностью независимую копию текущей сцены со всеми находящимися в ней объектами. 
Для удаления текущей сцены нажмите на крестик справа от её имени и подтвердите удаление.





--------------------------------------------------------------------------------

Конфигурация. Настройки пользователя. 

Окно настроек позволяет изменять параметры блендера. По умолчанию окно находится в верху экрана. Встаньте мышкой на границу окна, зажмите ЛКМ и стащите вниз. Здесь настраивается блендер в зависимости от ваших желаний или мощности компьютера. Настройки остаются ТОЛЬКО НА ВАШЕМ компьютере, они не сохраняются в .blend файлах. 





 - View & Control - параметры просмотра 3d вида и управления (клавиатура, мышь). 
- Edit Methods - параметры редактирования объектов. 
- Language & Font - выбор языка и шрифта для интерфейса. 
- Themes - изменение расцветки интерфейса. 
- Auto Save - автосохранение файла на случай сбоя программы. 
- System & OpenGL - настройки графической системы. 
- File Paths - пути файлов для текстур, скриптов, временных файлов и т.д.





--------------------------------------------------------------------------------

Контексты. 

(Этот термин плохо прижился в Русском языке). Окно кнопок содержит 6 основных контекстов (слева). Выбор происходит на щелчке по соответствующей кнопке. Некоторые могут содержать суб-контексты. Их выбирают или щелчком по кнопке или несколькими нажатиями на соответствующую горячую клавишу. 

 После того как пользователь выберет основной контекст, подконтекст в основном выбирается Blender'ом автоматически, в зависимости от активного объекта. Например, когда выбран контекст "Shading", и Лампа в этот момент выделена , тогда подконтекст покажет кнопки управления освещением, если выбран Меш или другой визуализируемый объект, тогда подконтекстом будут кнопки материалов, и если выбрать камеру, то подконтекстом будут кнопки World (Мир, управление фоном).





--------------------------------------------------------------------------------

Меню. 
В блендере существует множество разных меню. Они могут быть доступны из заголовков окон или вызваны комбинациями клавиш. Вы можете вызвать панель инструментов (Toolbox) в 3d виде зажав на секунду ПКМ или ЛКМ, или нажать пробел. 


 Некоторые меню доступны только при определенной ситуации. Например Булевы операции (Boolean Tools) появляются только в объектном режиме (кнопка W). В режиме редактирования W вызывает другое меню со специальными командами.





--------------------------------------------------------------------------------

Панели, вкладки. 
Панели (вкладки) используются в окне кнопок. Все кнопки сгруппированы по определенным признакам. Вкладки можно свободно перемещать в окне, перетаскивая их левой кнопкой за заголовок. Их можно выровнять ПКМ и выбрать вид выравнивания - по горизонтали, по вертикали (если окно кнопок расположено верикально) или разместитьпроизвольно. Зажав СКМ можно перемещать все вкладки одновременно. Увеличивать и уменьшать вкладки можно при помощи Ctrl+СКМ+перемещение или Ctrl+колёсико. Отдельную панельку можно свернуть щелкнув на треугольнике в заголовке. 


 Иногда несколько панелей сложены в одну панель с несколькими вкладками. Щелкая на разных закладках будут отображаться разные панели. Их можно вытянуть из общей кучи в отдельные вкладки, зажав ЛКМ на заголовке. Подобным образом отдельные вкладки можно сложить в одну.




--------------------------------------------------------------------------------






Кнопки и управление. 
Больше всего кнопок содержится в окне кнопок, но они используются и в других окнах: 

 - Кнопки действия - выполняют какую либо операцию при однокрантом нажатии. Они закрашены светло-коричневым цветом.

 - Кнопки переключатели - имеют разный размер и цвет. Зеленые, фиолетовые и серый цвета имеют то же самое значение, они только помогают глазу принять содержание более удобного интерфейса. Щелчек на них не приводит ни к каким действиям, а просто переключает состояние на "включено" или "выключено". Некоторые кнопки имеют еще и третье состояние, которое отличается подсветкой желтым цветом текста на кнопке. Обычно третье состояние означает негатив, инверсия, переворот.

 - Радио кнопки - это взаимо исключающие кнопки переключатели. Включенной может быть только 1 кнопка.

 - Цифровые кнопки - определяются по надписи, двоеточию и числом.

 Цифровые кнопки имеют несколько способов управления: Чтобы увеличить значение, щелкните ЛКМ по правому краю кнопки (там где стрелка), чтобы уменьшить - по левому краю. Чтобы изменять значение в более широком диапазоне, зажмите ЛКМ и перетащите мышь влево или вправо. Если вы, во время этого действия, держите Ctrl, значение будет меняться дискретно; удерживание Shift, производит более тонкую настройку; Ctrl+Shift дискретная тонкая настройка. Вы можете ввести значение с клавиатуры, щелкнув в середине кнопки. Вместо точных значений можно вводить простые математические действия (2*3). Esc - возвращает предыдущее значение. Некоторые цифровые кнопки имеют слайдер. Его можно перетаскивать или щелкать справа\слева от него (не забываем про Ctrl, Shift, Ctrl+Shift).

 - Кнопки меню - используя их можно создавать раскрывающиеся списки (блоки данных, DataBlocks). Используются в структурировании объектов, материалов, текстур и т.д. Посмотрим на такой блок кнопок: 

1 открывает раскрывающийся список и позволяет выбрать любой элемент от туда. 
2 отображает тип и имя блока. При нажатии ЛКМ можно переименовать объект. 
3 X закрывает текущий блок. 
4 "авто" помогает автоматически давать имена (например для цвета материала). 
5 F (file) сохраняет неиспользуемый блок в файл. (Обычно не используемые данные при сохранении удаляются).

Неиспользуемые данные не исчезнут пока вы не закроете блендер. Это отличный способ для контроля отмены. Неиспользуемые материалы обозначаются символом O. Если вы удалите объект, на котором был материал, то материал не исчезнет! Вы можете позже назначить его для другого объекта, или нажать на кнопку F и сохранить материал в файле.

 - Выбор цвета - всплывающая панель, позволяет выбрать произвольный цвет из всей цветовой гаммы. Или щелчком на цветовом поле, или движками, или ввести в шестнадцатиричном виде, или взять "пипеткой" с любой части на экране блендера.

 - Выпадающие кнопки - иногда при нажатии на одну кнопку появляются другие. Например в материалах в панели Ramps есть кнопка Colorband. Она откроет дополнительные кнопки для настройки цвета. 





--------------------------------------------------------------------------------

Заключение. 
Вы познакомились с интерфейсом блендера, с кнопочками, окнами, движками... Это отличный фундамент для дальнейшего обучения. Теперь можете почитать "навигация в 3d пространстве", чтобы быстро перемещаться от объекта к объекту, крутить камеру... Учитесь использовать Blender максимально эффективно! 

Категория: Статьи Blender | Добавил: war-tes (17.10.2008)
Просмотров: 2945 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 jerzebraWag  
0
brownings pharmacy and melbourne http://sundrugstore.net/products/diclofenac-gel.htm first pharmacy in colonial america

Имя *:
Email *:
Код *: